how-to-draw-a-renaissance-portrait-main
Светлана Камерон, Наталья Осипова, контурный карандаш и пастель на бумаге, 70×50 см

Основной принцип, отличающий работы Старого Мастера от современного реализма, — это использование величины и тени для создания иллюзии трехмерной формы на двухмерной поверхности. Этот принцип, получивший название кьяроскуро, итальянский термин, означающий “свет-тьма”, удивительно прост.

При правильном освещении форма делится на две основные массы: свет и тень. Если вы научитесь точно воспроизводить формы света и тени и уделять особое внимание переходам между ними, вы сможете улавливать сходство и реалистично рисовать что угодно. С момента своего появления в 15 веке этот подход успешно применялся многими художниками, которыми мы восхищаемся сегодня.

Как осветить объект, как старый мастер?

Чтобы добиться красивых мягких переходов, характерных для работ старых мастеров, освещайте объект естественным светом. Искусственное освещение создает гораздо более сильные контрасты, более жесткие края и часто изменяет цветовую температуру. Всегда работайте с одним источником света и убедитесь, что у вас есть четко определенные светлые и темные участки. (Два или более источников света не только разбавят тени, но и ослабят структуру вашего рисунка). Расположите модель возле большого окна или светового люка. Лучше всего подходит северный свет, так как он почти не меняется в течение дня, но подойдут и другие окна, лишь бы не было прямых солнечных лучей.

Что такое техника «три мелка»?

Я уже работал как портретист, когда впервые столкнулся с рисунками эпохи итальянского Возрождения, выполненными в так называемой технике «трех мелков» (или &ldquo ;трехцветной&rdquo ;). Эти подготовительные этюды для многофигурной картины маслом были тщательно выполнены черным, красным и белым мелом на бумаге бежевого цвета. Меня поразил эффект реалистичности, который можно получить с помощью такой ограниченной палитры.

Я был поражен. <Заинтригованный и желающий попробовать сам, я начал экспериментировать с углем, сангиной и белыми мелками Conte на пастельной бумаге разных цветов и фактур. При использовании различных способов – штриховки, смешивания, смешивания, распределения в разной степени непрозрачности – эти три цвета могли создавать широкий спектр текстур и очень правдоподобные оттенки кожи.

How-to-draw-a-renaissance-portrait-Emily
Светлана Камерон, Эмили, уголь, сангина и белый конте на бумаге, 45×35 см

Как работает техника «три мелка»?

Трехцветная техника эпохи Возрождения логична и проста: черный мел использовался для темных и холодных тонов, красная сангина — для теплых средних тонов, а белый — для бликов. Для этюдов и набросков этого было достаточно. Однако для более изысканных, законченных портретов одной только теплой сангины было недостаточно, чтобы передать весь спектр оттенков кожи. Некоторые черты лица, например, губы или уголки глаз, часто требуют холодного, розовато-красного цвета, особенно в тени. Для этого я добавила темный сангиновый карандаш Derwent, который я использую вместе с теплым сангиновым карандашом Conte.

Как начать трехцветный рисунок?

В трехцветном рисунке нет определенного порядка, в котором следует накладывать цвета. Какой бы цвет вы ни выбрали первым, результат будет примерно одинаковым. Обычно, если рисунок требует более темных значений и глубоких теней, я начинаю с черного, а затем добавляю красный. Но если объект в основном теплый и светлый, я начинаю с сангины, а затем углубляю тени черным.

Красный пигмент присутствует во всех частях моих портретов – именно он придает теплоту и делает модели живыми. Черный цвет присутствует во всех тенях, но иногда и в светлых участках. Я добавляю его очень экономно и смешиваю с белым для создания холодных голубоватых оттенков в глазницах или вокруг рта и подбородка.

Белый следует использовать только в светлых областях. Никогда не добавляйте белый в тени, так как он заглушает темные теплые цвета. Если вам нужно осветлить область тени – например, добавить отраженного света – поднимите пигмент с помощью бумажного кулька или шпаклевочной резинки, чтобы обнажить часть бумаги.

Зачем рисовать на цветном грунте?

Хотя технически возможно работать на белом грунте, рисование на цветной бумаге голубого, серого, бледно-зеленого и желтого оттенков дает различные красивые эффекты. Мне особенно нравится бумага средней плотности Canson Mi-Teintes теплого серого цвета под названием ‘Лунный камень’.

При использовании в качестве основы для портретов «лунный камень» служит нескольким целям. Во-первых, он фактически становится дополнительным цветом в моей ограниченной палитре: проявляясь сквозь полупрозрачную вуаль пигмента или проглядывая сквозь частицы разрушенного цвета, осевшего в зубцах бумаги, он создает различные оптические эффекты смешения и значительно расширяет диапазон оттенков кожи. Будучи приглушенным серым, лунный камень оказывает охлаждающее действие на все теплые цвета, особенно на сангвиник, который легко может стать слишком горячим и перегруженным. Оставленный открытым во многих частях рисунка и на заднем плане, он придает единство и гармонию готовому произведению искусства.

How-to-draw-a-renaissance-portrait-katya
Светлана Камерон, Катя, уголь и пастель на бумаге, 45×35 см

Как нарисовать портрет эпохи Возрождения: демонстрация

Материалы

  • Бумага: Canson Mi-Teintes 160gsm ‘Moonstone’, 41x32cm
  • ЦВЕТ: угольные карандаши Conté à Paris форматов H, HB, 2B; темные угольные и сангиновые карандаши Derwent; сангиновые и белые карандаши Conté à Paris
  • KNEADED ERASER
  • Штумпы для смешивания бумаги

Шаг 1

How-to-draw-a-renaissance-portrait-demo-1

Нарисуйте среднюю линию лица сангиновым карандашом. Найдите перпендикулярную линию, проходящую через уголки глаз. Эти две линии помогут определить наклон и угол наклона головы. После этого наметьте общие пропорции, такие как высота и ширина головы и расположение черт лица. Подтвердите их расположение на модели, используя метод зрительных размеров.

Важно точно установить все пропорции, поскольку на этом этапе закладывается фундамент для остальной части портрета. В начале работы используйте легкий нажим на карандаш, чтобы можно было вносить поправки. Если вы слишком рано вобьете пигмент глубоко в зубцы бумаги, стереть его полностью будет невозможно.

Шаг 2

How-to-draw-a-renaissance-portrait-demo-2

Продолжайте развивать линии построения, добавляя некоторые признаки изменения плоскости и намечая области тени, такие как глазницы, темная сторона лица, волосы и тени, отбрасываемые носом и подбородком. Объедините и соедините все формы теней, смешав их с помощью бумажного огрызка, не оставляя пробелов между карандашными метками.

Шаг 3

How-to-draw-a-renaissance-portrait-demo-3

До сих пор сангина использовалась только для средних значений, поэтому пришло время расширить шкалу значений в обоих направлениях, добавив черный цвет в темные области и белый в светлые. Я считаю полезным определить крайние точки шкалы ценностей довольно рано, потому что это значительно облегчает оркестровку средних значений между ними. Все относительно, и все, что вы добавляете в рисунок, изменяет восприятие других элементов. Если средние тона кажутся тусклыми, можно потратить часы на их исправление, в то время как все, что вам может понадобиться, это углубить отбрасываемые тени или осветлить блики.

Шаг 4

How-to-draw-a-renaissance-portrait-demo-4

Продолжайте совершенствовать рисунок, постепенно добавляя больше деталей и уделяя особое внимание цветовой температуре. Хотя именно светотеневой баланс придает рисунку трехмерность, именно тепло-холодные температурные перепады делают оттенки кожи реалистичными.

Во время работы над рисунком добавьте больше сангины.

Добавьте больше сангины там, где это необходимо, например, в уголки глаз, ноздри, линию, разделяющую губы, щеки, тени, отбрасываемые волосами на кожу. Эти небольшие теплые акценты сразу же заставят портрет ожить.

Шаг 5

How-to-draw-a-renaissance-portrait-demo-5
Лиза, уголь, сангина и белый конте на бумаге, 42×32 см

Чтобы закончить рисунок, внимательно рассмотрите сходство и подправьте выражение лица, потратив столько времени, сколько нужно, пока оно не будет выглядеть правильно. Добавьте больше объема и текстуры волосам и одежде. Убедитесь, что “улавливаемый” свет в глазах сбалансирован, и добавьте отраженный свет в других местах, где он необходим. Завершите работу, смягчив или заострив некоторые края, чтобы добавить больше разнообразия и визуального интереса.

Как нарисовать портрет эпохи Возрождения